Разработка уроков по физкультуре и применение здоровьесберегающих технологий

Лебзак Николай Иванович

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности учащихся, учебная деятельность учителя, но и социальные проблемы общества, которые часто мешают всем предыдущим. Огромное количество и доступность информации тоже является не только положительным, но и отрицательным фактором. Современный ученик вынужден учить слишком много, поэтому он все меньше способен запоминать, психика его перегружена, он все больше болеет от учебной нагрузки и "малоподвижности" (условия жизни, питание детей не учитывается).

Нельзя не учитывать резко возросший алкоголизм (и употребление алкоголя), наркоманию подростков, а также, влияние телевидения и игровых компьютерных программ, воспитывающих дискретное, "клиповое" мышление, отличающееся неспособностью к концентрации, а значит и к длительному запоминанию.

"Рациональная организация" учебного процесса по физической культуре помогает разрешить многие проблемы:
Прежде всего, это урок, пробуждающий творчество и учителя и учащихся, то есть важнейшая отличительная черта современного урока физической культуры - вовлечение учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. На таком уроке учащиеся вместе с мной находят ответы на поставленные им вопросы. Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач, которые учащиеся решают в совместной работе. Причем при выполнении двигательных действий они могут видоизменять упражнения в зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития, склонностей к тому или иному виду деятельности.


Пример:
На уроке по теме: "Баскетбол" в задачи урока входит:

1. обучение техники перемещения, техники сочетания приемов, таких как ведение, бросок, передача.
2. развитие скоростно-силовых качеств координации.
3. воспитание коллективизма, активности, дисциплинированности.


Тип урока: обучающий.
Метод проведения: групповой, игровой, индивидуальный. При выполнении задач урока видоизменяется игра в баскетбол. Одним из таких видов является "стритбол" - баскетбол 3х3/ игра на один щит, в итоге игра осуществляется на два щита, игра протекает не по официальным правилам баскетбола, а по правилам, составленным исходя из условий. В нашей школе не стандартная площадка, поэтому эта игра является более приемлемой на уроках.

Исключительно важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых упражнений (призывая себе на помощь уже полученные ранее знания, в том числе и из других предметов) и на основании этого постигали способы овладения различными движениями. Именно в этом заключен путь к самостоятельности, к самосовершенствованию. Необходимо не только обучить школьников тем или иным умениям, но и обязательно научить их учиться. И опять - таки без совместного творчества учителя и учащихся достичь этого невозможно.

Другая яркая черта современного урока физической культуры - четко выраженный индивидуальный подход к учащимся. Необходимость индивидуального подхода в учете реальных знаний, умений, навыков учащихся и определение возможностей их перспективного развития в данной деятельности вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний учащегося. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может и не быть проблемным для другого. "Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение видеть проблему - функция знаний", (Рубинштейн С. П. Основы общей психологии).

Чтобы помочь учащимся увидеть проблему, я использую различные приемы, способы активизации. Суть их в следующем: не все объяснять, преподносить в готовом виде, не сразу оговаривать условия выполнения заданий, определенную часть оставлять для самостоятельного поиска.

Пример 1. Класс выполняет ходьбу или бег в обход спортивного зала. По моему сигналу учащимся необходимо принять позицию "вис" или "упор", с использованием на момент сигнала ближайшего к каждому оборудования зала. Это оговаривается с занимающимися учениками заранее.

Вариант: дать ученику задание - назвать по принятой терминологии то положение, которое он принял; создать познавательные проблемные ситуации, побуждающие учащихся активно действовать и размышлять - самостоятельное определение детьми, например, способа выполнения нового упражнения, объяснение школьниками причин выбора того или иного способа выполнения, сравнение по определенным признакам качества выполнения какого - либо упражнения разными учениками.

Пример 2. Наблюдая за товарищем, определить причину низкого результата в беге на короткую дистанцию (плохая реакция на условный сигнал, низкая частота движений, короткий семенящий шаг на дистанции); создать оценочные проблемные ситуации. Я показываю знакомое учащимся целостное двигательное действие (или отдельную его часть).

Задание: назвать (показать) подводящие упражнения, способствующие освоению его частей / из числа упражнений, разученных ранее.
Предлагаю ученику (даю описание или показываю) целостное движение (например, кувырок вперед) и его часть (группировка). Ученик должен назвать для данного двигательного акта возможные ошибки, которые могут привести к его искажению.

Примерные задания, выполнению которых способствует знание результата позволяет полнее решать задачи, поставленные перед физическим воспитанием, выявлять склонность учащихся к различным видам физкультурно-спортивной деятельности. Причем мой урок ориентирован не только