Санниковская средняя школа
МОУ "Санниковская средняя школа", Алтайский край, Первомайский район, с. Санниково

Год учителя!

Администрация
Коллектив
История школы
Достижения
Выпускники
Фотоальбом

Нормативные документы Разработки учителей
Учебные материалы
Экзамены
Творчество учеников
Кружки, секции

      
публикации
выступления
фотографии

 

Доманова Ирина Михайловна
 

Доманова Ирина Михайловна
учитель русского языка и литературы

1967 года рождения
образование высшее (Барнаульский Государственный педагогический институт, 1988 год, по специальности русский язык и литература)
Педагогический стаж -  21 год
Высшая квалификационная категория

 


Проект урока развития речи  по теме «Эссе»
Класс – 9
Материал  рассчитан на 2 часа
Проект входит в систему  уроков развития речи  «Жанры публицистики» по программе М.М.Разумовской  и является уроком знакомства с новым жанром.
Цель урока: создать условия для формирования умения распознавать данный жанр публицистики и строить текст в жанре эссе.
Задачи:
-повторить сведения об изученных публицистических жанрах;
- обозначить отличительные признаки данного жанра;
-познакомить с типологией эссе и его языковыми средствами.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ-технология.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, словари, распечатка текста В.Астафьева «Свеча над Енисеем», диск с записью мелодии И.С.Баха «Шутка».

№ п/п

Этап урока

Ход урока

оборудование

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Целеполагание

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новой темой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное домашнее задание

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом
Отработка умения составлять конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске дана схема О,О,О,О, - О
Задание: Прочитать схему, объяснить пунктограмму, построить предложение, соответствующее схеме, используя слова, данные на слайде.
Образец: Репортаж, статья, заметка, интервью – жанры публицистики.
Задание: соотнесите название жанра с его определением. (Работа с интерактивной доской)
Сядьте ровно, положите руки на парты, ладонями вниз, пальцы расслабьте, ноги согните в коленях, пальцы ног расслабьте. Одновременно сжимайте пальцы рук и ног и резко  разжимайте. Повторить 5-6 раз.
А теперь закройте глаза и послушайте мелодию.

 

- Что представляли, когда слушали мелодию?
-Какие инструменты услышали?
-Какое настроение создала у вас музыка?
-Как бы вы назвали эту музыкальную зарисовку?
Теперь, когда узнали название, согласитесь с ним?
-Представьте, что вы побывали на концерте классической музыки. Вам предстоит написать об этом в нашей школьной газете. Каким известным вам жанром вы бы воспользовались?

Обобщить ответы:
Можно воспользоваться любым, все будет зависеть от цели сообщения.
Если только сообщить о том, что такой концерт состоялся, где, когда, лучше всего подойдет заметка.
Передать атмосферу концерта, его ход, настроение публики поможет репортаж.
Если вам удалось побеседовать с музыкантами или зрителями, вы передадите информацию о концерте в интервью.
А вот о том, почему среди слушателей этого замечательного концерта было так мало молодежи, можно рассуждать в статье.
Музыка, как правило, оставляет много различных эмоций, производит на человека различные впечатления. В чем лучше всего их можно было бы выразить?
Сегодня мы познакомимся с таким жанром.

- Прочитайте его название. Знакомо вам это слово? Что чувствуется  в звучании его?
(слово иностранное, загадочное)
Запишите слово, запомните его правописание.
Работа с определением.
- Прочитайте определение, выделите ключевые слова. (Один ученик работает у доски, подчеркивает ключевые слова).
Образец: прозаическое произведение, свободной композиции, индивидуальные впечатления, не претендует на исчерпывающую трактовку, субъективно окрашенное. (Выясняются значения непонятных слов)

 

 

- Поскольку эссе является в последнее время широко применяемым жанром (даже политики сегодня пользуются им), то данное слово имеет различные определения. Познакомиться с ними,  узнать, как  создается эссе, почитать тексты, созданные в жанре эссе, вы сможете не только в учебнике, в различной литературе, имеющейся  в школьной библиотеке, но и в Интернете.
Вот некоторые адреса сайтов, на которых вы можете более подробно познакомиться с этим жанром.
http://s249.narod.ru/esse.html;
http://www.psyhologia.net/esse.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эссе
В мировой литературе у этого жанра тысячелетняя история.
Индивидуальное задание:
По материалам сайтов Интернета приготовить сообщение об истории данного жанра.
Продолжите знакомство с данным жанром в учебнике (параграф 32).
Чтение, запись ключевых слов определения, сравнение определений на доске и в учебнике.
-Лучше представить мыслительный процесс  эссеиста вам поможет данная модель.
(работа со слайдом)
В центр модели помещается изображение часов.
- Назовите ваши ассоциации с этим предметом.
Заслушиваются все возможные варианты.
Демонстрируются свои.
-А еще про эссеиста говорят, что он не пишет, а плетет паутину повествования.
(демонстрируется паутина)
А она в свою очередь способна разделяться на другие, которые образуют целое кружево. Вот такое  словесное кружево и может представлять собой эссе.
Можно представить другую модель эссе.
-Здесь очень хорошо видно, где в эссе находится автор.
Образно можно представить эссе в таком виде.

 

-Чтобы вы могли сами писать интересные эссе, мы должны познакомиться с образцами данного жанра.
- Перед вами текст Виктора Петровича Астафьева «Свеча над Енисеем».
- О чем может быть текст с таким названием? Предположите.
Сейчас я вам его прочитаю.
Послушайте текст, определите его главную мысль.

-Прочитайте предложение из текста, где заключается главная мысль, или сформулируйте ее сами.
(Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком свеча вечности.)

-Составьте план текста, выделив в нем микротемы.
(для тех, кто справится раньше, дополнительное задание: записать ассоциации, которые возникают  в связи с изображением  на слайде.)

 -Сверьте свой план с предлагаемым мной.
-Назовите признаки эссе, отразившиеся в данном тексте.
Предмет речи – береза. Автор строит текст, отталкиваясь от этого образа, чувствуется авторское переживание не только по поводу одиночества березы, но и за всех людей, которых некому порадовать. Текст не завершен. Композиция свободна. Опираясь на план, меняем части местами.
- Найдите художественно-изобразительные средства, используемые автором.
(Метафоры: «свеча над Енисеем», «молитвенно догорает», «свеча вечности»; устаревшие слова: «распочинает», «вещунья», эпитеты: «благодатная» осень, «тихая» вещунья, и т.д.)
Обратите внимание на синтаксис текста.
(Причастные и деепричастные  обороты и ряды однородных членов в первом абзаце, рисующем картину. Обилие сравнительных оборотов, создающих образы. Побудительные предложения в последних абзацах оживляют картину.)
- Каким, судя по данному тексту, должен быть язык эссе?
(Образным, выразительным)

Читаем ассоциации, которые вызвала картина слайда №7. Отмечаем языковые особенности прочитанных текстов.
-Вы заметили, что эссе строится на ассоциациях. Человек, создающий текст данного жанра, должен иметь богатое воображение и очень хорошо владеть языком, чтобы воображаемое передать.
Возможно, что именно такое богатое воображение, а так же  умение находить связь между различными предметами и явлениями окружающего мира, помогли японской писательнице Сэй Сенангон создать цикл произведений, таких коротких, и таких емких.
Ее эссе рассчитаны на талантливого читателя, который сам способен дорисовать то, о чем писатель не сказал.
Знакомство с главами книги.
-Что для вас оказалось самым неожиданным в этих главах?
Работа в группах. Класс делится на 4 группы по количеству обозначенных глав.
Каждая группа добавляет свои строки в главу.
-А какие главы вы хотели  бы добавить в книгу?
А вот какие зарисовки создал наш российский писатель Владимир Янушевский.
-Неожиданная концовка?!

- А вы могли создать подобную зарисовку?
- С какими трудностями вы еще не сможете справиться при построении текста в жанре эссе?
- С чего лучше всего начинать работу над этим жанром?
(Собрать ассоциации о предмете речи,
Определить те направления в движении мыслей, которые вам интереснее всего. Отобрать языковые средства.)
И еще несколько советов мне хотелось бы вам дать напоследок.
Сформулируйте мои советы, опираясь на данные тексты.

  1. Постараться быть оригинальным.
  2. Текст должен быть интересным, но понятным.
  3. Все части в тексте должны быть логически взаимосвязаны.

- Дома постарайтесь придумать зарисовку, подобную зарисовке Вл. Янушевского.
Если творческое задание окажется не по силам, приготовьте пересказ текста Астафьева.

 

 

 

Презентация
слайд №1

 

 

 

 

 

 

Запись мелодии
И.С.Баха «Шутка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация
Слайд №2

 

 

 

 

 

Толковый словарь,
Словарь иностранных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация
Слайд №3

 

 

 

 

 

 

Презентация
Слайд №4

Презентация
Слайды № 5,6

 

 

Тексты на столах у учащихся
В.Астафьев «Свеча над Енисеем»
(приложение)

 

 

 

 

Презентация
Слайд №7

 

Презентация
Слайд №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация
Слайд №9

 

 

 

Презентация
Слайд № 10

 

 

 

 

 

 

Презентация
Слайды №11,12

 

 

 

Презентация
Слайд №10

 

 

 

Приложение

В. Астафьев

 

Свеча над Енисеем

      Напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, похожей на запекшийся кулич, чуть ниже гор и отрогов скал, отдаляясь, скорее отскочив от прибрежного леса, растет береза. Я помню ее с детства. Она уже старая, но по росту все девушка — не хватило ни почвы, ни свету, ни размаха дереву.

      Эта береза распочинает осень на левом, скалистом берегу Енисея: числа двадцатого — двадцать пятого августа приоткрывается на ней полоска едва видной прожелтины, и быстро–быстро, за несколько дней, от низу до верху вся береза сделается будто свечка восковая. Последним пламенем, словно ярким вскриком в оконце лета, заявит она о себе и сразу же отделится от мира, от леса, от реки и всего своего земного окружения.

     Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. Только белый ствол, будто кость, с каждым утренником проступает все явственней, все отчетливей от корня до вершинки.

      Но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. Вышел я на берег, нашел взглядом деревце, которому так и суждено вековать в девичьем облике. Зеленая стоит березка, разве что чуть приморилась, ужалась в себе.

     Быть благодатной осени, извещает. Молчит святая душа березки, которую язык не поворачивается назвать бобылкой. Но ласточки уже улетели, в палисаднике моем со стороны солнца окалиной покрылись листья на черемухе.

       Все равно быть осени, быть непогоде, все равно зазимиться и на сей раз за день облететь и погаснуть, но пока стоит, молчит тихая вещунья на голой скале.

      Ниже ее в камне пещера таинственно щурится, под нею ключ шевелится, еще ниже Енисей под солнцем сиянием исходит, вроде бы и не шевелится, только дышит холодом, навевая предчувствие неминуемой осени.

          Свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей, их, кроме природы, уже некому и нечем радовать.

      И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утесе. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком свеча вечности.

 

 


Hosted by uCoz