Администрация
Коллектив
История школы
Достижения
Выпускники
Фотоальбом
Нормативные документы Разработки учителей
Учебные материалы
Экзамены
Творчество учеников
Кружки, секции
Экзамены
«Тоталитаризм ЕГЭ – это ошибка»
17 ИЮНЯ, 22:04 // Варвара Петренко
// ИТАР-ТАСС
Большинство выпускников-2008 сдали единый госэкзамен на «двойки» и «тройки». Больше всего неудовлетворительных оценок школьники получили по математике. В Рособрнадзоре считают, что ЕГЭ ни в чем не виноват — напротив, он дал реальную картину качества образования в стране. О том, что будет с двоечниками в будущем году, чиновники начнут думать осенью. Эксперты говорят, что систему ЕГЭ надо пересматривать.
Во вторник Рособрнадзор подвел итоги единого госэкзамена-2008. Как заявила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова, ЕГЭ дал «реальную, а не иллюзорную картину уровня качества образования» в стране.
По данным Рособрнадзора, основной оценкой 1,09 миллиона российских выпускников в этом году стала «тройка».
Из экзаменов по выбору большая часть выпускников сдала на «четверку» лишь английский и французский языки, информатику и обществознание. Около тысячи выпускников набрали высшую оценку в системе ЕГЭ — 100 баллов.
По количеству «двоек» рекорд установили литература (25,3% в пересчете на традиционную шкалу) и математика (23,5%). Неудовлетворительные оценки по русскому языку получили 11,3% школьников.
Нарушения при ЕГЭ
Утечки строго засекреченных вариантов ЕГЭ стали бичом экзамена с самого начала его проведения. Например, год назад за десять часов до начала ЕГЭ по русскому языку ответы на вопросы теста появились в интернете.
Впрочем, чиновников от образования итоги ЕГЭ-2008 не пугают. По мнению Глебовой, низкие результаты ЕГЭ по литературе объясняются тем, что это единственный из необязательных экзаменов, в отношении которого действует правило «плюс один балл» (то есть вместо «двойки» за ЕГЭ в аттестат идет «тройка»; это правило в этом году распространяется также на математику и русский язык), и на который пошли выпускники, решившие получить свою «тройку» не напрягаясь. «Были случаи, когда школьники просто сдавали совершенно чистые листы», — поделилась чиновница. Что касается математики и русского языка, то эти предметы в форме ЕГЭ нынешние выпускники сдавали в обязательном порядке, и, объяснила Глебова, естественно, результат оказался хуже, чем в те годы, когда эти экзамены сдавали по желанию наиболее подготовленные к ним ученики.
Впрочем, глава Рособрнадзора признала, что школьники опротестовывают результаты единого госэкзамена, но это тоже не страшно. По данным ведомства, всего к настоящему моменту было подано около 20 тыс. апелляций (из них 7,5 тыс. уже удовлетворены). «Но аномального всплеска подачи апелляций не было ни в одном регионе, — заявила Глебова. — Число апелляций составляет менее 1% от количества всех экзаменационных работ. Семь лет назад число апелляций доходило до 50%», — заявила она.
При этом Глебова сообщила, что «растиражированные СМИ слухи о повсеместном недовольстве» сильно преувеличены.
Что сдавали девятиклассники
К сожалению, нынешняя экзаменационная эпопея не обошлась без трагедий. 15-летняя школьница из Вологодской области покончила с собой, испугавшись, что допустила ошибку на едином экзамене по математике.
Ранее сообщалось, что кемеровские школьники собрали 44 тыс. подписей против ЕГЭ и собираются подать в суд за то, что их заставили сдавать экзамен, который будет обязательным только в следующем году. Как сказала глава Рособрнадзора, «сформулированный организатором этой акции предмет спора может рассматриваться только в суде, но пока иск никто никуда не подавал». «Перестаньте втягивать детей в ваши политические игры, откуда 44 тыс. подписей против ЕГЭ, если в Кемеровской области всего 17 тыс. выпускников, — заявила она. – Это шашечные вспышки, а не вселенский костер, как нам хотят это представить».
Начальник отдела управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Александр Капустняк в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» также заявил, что объективно ничего в российском образовании не изменилось, и раньше было немало выпускников, покидавших стены школы без аттестатов, просто сейчас «мы в кои веки учимся говорить друг другу правду».
Не видит ничего страшного в большом проценте «неудов» по математике и руководитель Федерального центра тестирования Сергей Кравцов.
«Если сравнивать эти показатели с прошлыми необъективными результатами – да, они плохие. Но если посмотреть на международную практику, то там нормой считается до 30% «двоек», — заявил он. — Другой вопрос, как жить с этим дальше. Математика – защищенный предмет только в условиях переходного периода. И теперь мы должны решить, как учитывать аттестат с двойкой».
Решать, что делать дальше, по словам Глебовой, чиновники начнут с нового учебного года: «Мы будем смотреть, где есть пробелы, может быть, придется менять программы, пересматривать процесс подготовки и переподготовки учителей, систему перевода баллов. Есть разные предложения».
Но со следующего учебного года начнутся и основные проблемы.
Спикер Совета федерации Сергей Миронов предлагает пересмотреть закон о повсеместном введении Единого государственного экзамена (ЕГЭ) с 2009 года. «Мы поторопились, - сказал он сегодня журналистам.
Со следующего года эксперимент по введению ЕГЭ будет переведен в «штатный режим». В связи с этим будут отменены принятые на время переходного периода послабления. Так, отменяется правило «плюс один балл» для оценки, выставляемой в аттестат по «защищенным» предметам (математика, русский язык, литература). Куда пойдут выпускники, получившие «двойку» и что за аттестат им выдадут, остается непонятным. Кроме того, отменяется возможность получить золотую медаль при наличии «четверки» по одному из экзаменов, и серебряную – по трем.
Эксперты говорят, что ситуация, когда у каждого пятого выпускника «двойка» по математике, ненормальна – и надо пересматривать всю систему ЕГЭ.
По словам председателя комиссии Мосгордумы по образованию Евгения Бунимовича, такой нормой можно было бы считать 5-7%. И дело здесь, как считает эксперт, вовсе не в качестве образования, а в самом экзамене. «Все годы эксперимента по ЕГЭ споры велись вокруг «пятерок», хотя с самого начала было ясно, что основной проблемой станут именно «двойки», — объяснил он «Газете.Ru». – Ключевую проблему не только не решали, ее даже не ставили, это и возмущает больше всего».
Основным достижением образования последних лет стало признание того, что все дети разные, считает депутат, и потому идея об единой линейке для всех – абсурдна, что и показал прошедший экзамен.
«Тоталитаризм ЕГЭ – это ошибка: нельзя проводить единый экзамен для всей страны, он должен быть независимым, но не одинаковым, — считает Бунимович. – Сейчас надо говорить уже не о большей объективности, а о большей адекватности, ведь не все получают одинаковое образование. И нельзя требовать от выпускников гуманитарных классов знаний по математике, которых им просто не давали в их базовом курсе. Кроме всего прочего, такие экзаменационные задания для детей еще и колоссальный стресс. Наши школы сегодня сильно дифференцированы, и спрашивать с детей тоже надо дифференцированно».
По словам Бунимовича, ЕГЭ – не российское ноу-хау, но у нас он зашкаливает за все разумные пределы.
«Во Франции существует три уровня экзамена по математике для выпускников школ, – говорит он. – Давайте сделаем у нас хотя бы два, определим ту базу, которую должен знать любой нормальный человек и ту, которая нужна для поступления в технический вуз».
Впрочем, нынешних выпускников все это уже мало волнует, поступать в вузы они будут со своими, уже полученными результатами. Что касается вузов, то все они должны будут принимать сертификаты ЕГЭ, имея право лишь на установление собственной шкалы пересчета. Кроме того, в дополнение к результатам единого экзамена вузам позволено проводить свой экзамен по предмету, «не покрытому ЕГЭ».
Что предложат в этом году непокорные вузы и каким образом будут выкручиваться, например, с математикой (с приемом сертификата по русскому языку согласились уже все вузы, включая МГУ), станет известно 26 июня на совещании Совета ректоров.
Впрочем, как объяснила «Газете.Ru» замдиректора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева, у части вузов проблемы как раз противоположные — недобор. Уже в прошлом году у многих из них шкала перевода была даже ниже, чем в школе – в вуз принимали абитуриентов, результат ЕГЭ у которых не дотягивал до школьной тройки баллов на 10. А один из московских вузов даже провел собственное тестирование первокурсников и сформировал коррекционную группу. Впрочем, успокоила Галина Ковалева, за границей коррекционные группы в вузах – общепринятая практика.
Конституционный суд сдаст ЕГЭ
20 ИЮНЯ, 17:02 // Варвара Петренко // ИТАР-ТАСС
Родители выпускников готовят обращение в Конституционный суд о незаконности повсеместного проведения ЕГЭ. В случае выигрыша в КС будут поданы многочисленные иски о нанесении морального ущерба детям, вынужденным участвовать в эксперименте без их согласия. Чиновники от образования сохраняют спокойствие и объясняют всю эту активность «политическими играми».
Как стало известно в пятницу, инициативная группа родителей, чьи дети в этом году сдавали ЕГЭ, готовит обращение в Конституционный суд (КС) России о незаконности его проведения.
По словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, как только выпускники школ получат на руки свидетельства о результатах сдачи ЕГЭ, каждый из родителей подпишет заявление в КС с требованием признать единый госэкзамен противоречащим пункту 2 статьи 21 Конституции.
Дело в том, что закон об обязательной сдаче ЕГЭ вступит в силу лишь в 2009 году, а пока его проведение проходит в формате эксперимента, однако согласия школьников и их родителей на участие в этом эксперименте никто не спрашивал. «По закону участие в эксперименте осуществляется только с личного согласия каждого отдельно взятого гражданина, но ведь выпускников никто ни о чем не спрашивает, а их родители расписки о согласии предоставить свое чадо в качестве подопытного кролика не давали», — отметил Комков.
В случае если КС признает проведения ЕГЭ в 2008 году на территории России незаконным, рассказал Комков «Газете.Ru», последует подача исков в региональные суды о признании морального ущерба детям, вынужденным участвовать в эксперименте без их согласия.
Кроме принудительного участия в эксперименте, как считает Комков, моральный вред выпускникам был нанесен в результате многочисленных нарушений, имевших место в ходе проведения ЕГЭ.
В этом году на рынке единого госэкзамена появилась еще одна новая услуга — готовый сертификат ЕГЭ.
Всего за 7—10 тыс. рублей его предлагают купить на более 20 тыс. сайтов в интернете. Как рассказал Комков, сертификат отпечатан типографским способом, а в федеральную базу данных вносятся соответствующие изменения. По его словам, сейчас доступ в эту базу имеет огромное количество людей, не особенно защищена она и от хакерского взлома, поэтому изменения в ней далеко не исключены. «Поэтому директоров школ просят приходить за данными с флеш-картами, чтобы перекачать на них соответствующие данные», — заявил Комков.
Анализировать результаты ЕГЭ-2008 и решать, что делать с экзаменом дальше, в Рособразовании собираются осенью. А информацию об обращении родителей в КС чиновники от образования пока не комментируют.
Однако обращение в КС может стать веским поводом для рассмотрения в Госдуме альтернативного варианта закона о ЕГЭ. Законопроект парламентариями уже разработан.
Депутатами Госдумы Смолиным, Мельниковым и Кондауровым подготовлен законопроект «О внесении изменений в статьи 15, 16 и 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24
Суть предлагаемых изменений сводится к добровольности сдачи единого госэкзамена и исключению сдачи экзаменов в форме ЕГЭ по литературе, истории и обществознанию. Что касается вузов, то им разрешается проводить собственные экзамены, однако при желании абитуриента у него должны принять вместо такого экзамена результаты ЕГЭ. Кроме того, предусматривается предоставление ряду вузов права принимать абитуриентов только по результатам собственных экзаменов.
ЕГЭ спасает родину
10 ИЮНЯ, 17:48 // Варвара Петренко // ИТАР-ТАСС
Обсуждение городской программы «Столичное образование – 5» на 2009—2011 годы превратилось в очередную дискуссию по поводу обязательного введения ЕГЭ. Однако все предложения москвичей относительно альтернативных или дополнительных форм оценки выпускников наткнулись на твердую позицию министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. По мнению министра, ЕГЭ позволяет хоть минимально поддерживать уровень образования в России.
Во вторник столичный департамент образования представил городскому правительству целевую программу развития «Столичное образование—5» на 2009—2011 годы.
Основной новацией программы стало предложение о введении к 2012 году в столичных школах системы портфолио.
Портфолио каждого ученика будет представлять собой своеобразную папку материалов, отражающих его индивидуальные достижения. Портфолио не заменит привычных дневников, хотя и об их судьбе, считают в департаменте образования, тоже стоит подумать. По задумке авторов идеи, смысл накопления материалов заключается в том, чтобы в процессе обучения учитывать, с чем ученик справляется хорошо, а на что следует обратить дополнительное внимание. Кроме того, материалы портфолио будут показывать достижения школьников в спорте и творчестве, их пристрастия и интересы.
Заодно, как считает руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова, система портфолио, демонстрирующего, как выпускник учился все время пребывания в школе, должна дополнить «механическую» оценку, которую он получит при сдаче ЕГЭ.
Пока чиновники и педагоги ведут идеологические споры, выпускники решают более практические вопросы: где списать строго засекреченные варианты заданий ЕГЭ и ответы к ним. И уже второй год подряд им это
В настоящий момент ЕГЭ в столице, как и в некоторых других регионах России, проходит в форме эксперимента, напомнила Ольга Ларионова. Но уже с нового учебного года он станет обязательным по всей стране. Однако, по мнению руководителя столичного департамента образования, ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки знаний и успеваемости выпускника.
Кстати, по предварительным данным, единый госэкзамен по русскому языку, который прошел 29 мая, сдали на «двойку» более 4% московских выпускников. По действующему правилу выставления оценок «плюс один балл», в аттестате эти «двойки» превратятся в «тройки», что тоже не свидетельствует об объективности ЕГЭ.
«ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки успешности наших выпускников. Тестирование не лучшая форма проверки знаний школьника, и, оценивая ребенка, надо учитывать все его знания, приобретенные на протяжении обучения в школе, — заявила Ларионова. — Наиболее эффективной оценкой знаний ученика может стать система портфолио, которая позволит узнать о достижениях ребенка на протяжении всего образовательного процесса».
Однако предложения москвичей относительно альтернативных или дополнительных форм оценки выпускников наткнулись на твердую позицию министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко.
По мнению министра, ЕГЭ позволяет хоть минимально поддерживать уровень образования в России. И уже со следующего года ни одно высшее учебное заведение страны не будет вправе принять абитуриента, не предоставившего сертификат с результатами ЕГЭ.
По своему прокомментировал министр и результаты ЕГЭ по русскому языку в Москве. «Мы боремся за русский язык в странах СНГ, других странах, так давайте бороться за русский язык в России, — заявил министр. — Со следующего года никто без знания русского языка ни в один вуз не попадет».
Кроме того, в Москве к 2012 году сдача экзаменов в форме ЕГЭ станет также обязательной для всех девятиклассников. В этом году, сообщила Ларионова, московские девятиклассники могли сдавать так называемый «малый» ЕГЭ по желанию.
По мнению председателя комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, результаты любого экзамена – вещь необъективная: невозможно за 2—3 часа проверить все знания, которые ученик получил за годы учебы в школе. А эксперимент по ЕГЭ показал, что и эта форма проведения экзамена неэффективна, и его оценка не адекватна реальной подготовке выпускника. Поэтому, считает депутат, попытка внедрения фиксирующего все достижения ученика, портфолио – правильна.
«Мы и раньше понимали, что это очень важно, — рассказал Бунимович «Газете.Ru». – Но вести портфолио в бумажном виде было бы крайне сложно. Теперь же, когда информационные технологии значительно облегчают техническую часть работы, мы хотим попробовать собрать эту базу. (Хотя и здесь есть свои подводные камни, признает депутат: работа по ведению портфолио трудоемка, а отбор материалов может быть необъективным и открывать дорогу коррупции).
Другой альтернативой ЕГЭ при поступлении в вуз, считает Евгений Бунимович, должны стать городские предметные олимпиады.
По его мнению, московская олимпиада должна получить статус федеральной, так как это «самая классическая олимпиада в стране, и ее уровень зачастую выше всероссийской». «Министерство образования считает, что пока оно не может заниматься альтернативными формами оценки выпускников, — рассказал Бунимович, – а Москва может. И если нам удастся реализовать задуманное и показать, что это возможно и убедительно, тогда мы сможем заставить считаться с нашими способами оценки знаний».
Публикуется по материалам www.gazeta.ru (июнь 2008 г.)